Орган по сертификации – это прошедшая аккредитацию организация, которая осуществляет процедуру проверки товаров, работ и услуг на соответствие определенным нормативам и стандартам.
Сегодня большинство предпринимателей так или иначе сталкивается с процедурой сертификации. И для того, чтобы понять, как именно её проводить, многие поднимают документы. В профильных нормативно-правовых источниках часто указывается на необходимость обращаться в центр сертификации или в орган сертификации. Поэтому очень важно разобраться, о чём идёт речь.
Юридическое понятие данного явления приведено в законе №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года. Из текста данного федерального закона следует, что орган по сертификации — это компания (юр.лицо) или ИП, которое прошло аккредитацию.
Центр может проводить процедуру добровольной или обязательной сертификации. От того, какие у него есть правомочия, зависит порядок действия и полномочия такого органа. При прохождении процедуры добровольного подтверждения соответствия орган по сертификации:
- Проводит непосредственно саму процедуру.
- Оказывает консультационные услуги по подготовке документов при необходимости.
- Выдаёт и оформляет сертификаты, если все требования выполнены.
- Разрешает использовать знак соответствия. Однако это возможно только при условии, что система сертификации подобное позволяет.
- Прекращает или приостанавливает действие сертификатов соответствия, которые выдал.
Что же касается ситуации с обязательной сертификацией, то в таком случае список полномочий органа сертификации существенно расширяется:
- Заключает договоры о сотрудничестве с аккредитованными лабораториями для выполнения измерений и испытаний.
- Занимается учётом выданных сертификатов. Также орган сертификации следит за тем, чтобы реестр соответствующих документов был грамотно оформлен.
- Осуществляет контроль объектов сертификации, если это предполагается по сертификационной схеме и тексту соглашения.
- Информирует надзорные органы о соблюдении технических регламентов или о том, что в конкретных случаях компания не смогла пройти проверку (или отдельно взятая продукция не соответствует требованиям технических регламентов).
- Выдаёт сертификаты, прекращает или приостанавливает их действие при наличии для этого надлежащих оснований. Также центр сертификации информирует об этом государственные органы.
- Сообщает заявителям о том, по какому именно алгоритму и схеме проводится сертификация.
- Выполняет оценку стоимости предстоящих процедур.
- Пролонгирует действия сертификатов, если это допускается по законодательству.
- Отбирает пробы для сертификационных целей и передаёт их в испытательные лаборатории.
Подготавливает заключение, на основании которого заявитель может принять декларацию о соответствии.
По каким критериям проводится аккредитация органа по сертификации?
Приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 №326 утвердил критерии, по которым проводится аккредитация для всех соответствующих центров:
- У каждого такого органа должна быть своя система менеджмента качества. Причём важно, чтобы её внедрили на практике, а не только в теории. Её принципами необходимо руководствоваться постоянно.
- У каждого центра должен быть интернет-ресурс, который помогает получить представление о работе указанного органа.
- Центр сертификации должен обладать актуальной нормативной базой по вопросам стандартизации. Также у него должны быть документы и иные правила подтверждения соответствия.
- Заниматься вопросами сертификации могут только работники, которые обладают необходимой профессиональной подготовкой. У них должно быть профильное среднее, высшее или дополнительное образование. Также важно, чтобы у персонала был минимум стаж 3 лет в указанной области.
- Сотрудникам центра сертификации необходимо оформить допуск к информации, которая относится к государственной тайне. В противном случае они не смогут выполнять значительную часть работ.
- Привлечение к работе в центре сертификации лиц, которые не отвечают в полной мере перечисленным выше требованиям, допускается. Однако они должны выполнять трудовые задачи исключительно под контролем и наблюдением лиц, этим требованиям отвечающим.
- Минимум 3 сотрудника компании должны быть связаны с центром сертификации трудовыми отношениями на постоянной основе. То есть для них данный орган должен быть основным местом работы.
- Если центр сертификации подтверждает соответствие средств связи или техники, которая используется во взрывоопасной среде, необходимо, чтобы у сотрудников такого органа было профильное высшее образование.
О материально-технической базе
Материально-технической базе центра сертификации уделяется повышенное внимание в законодательстве. У центра сертификации должны быть в нормальном количестве помещения и другие объекты, технические средства, оборудование и многое другое. Иногда у органа по сертификации в составе должна быть аккредитованная испытательная лаборатория. Такие требования оговариваются в некоторых технических регламентах Российской Федерации и Таможенного союза.
Материально-технической базе центра сертификации уделяется повышенное внимание в законодательстве. У центра сертификации должны быть в нормальном количестве помещения и другие объекты, технические средства, оборудование и многое другое. Иногда у органа по сертификации в составе должна быть аккредитованная испытательная лаборатория. Такие требования оговариваются в некоторых технических регламентах Российской Федерации и Таможенного союза.
Руководство по качеству
Этот документ обязателен для любого центра сертификации. Он может быть цельным или же состоять из частей. Документ должен быть завизирован руководителем и скреплён печатью.
В руководстве по качеству должны быть вписаны требования системы менеджмента качества. Важно, чтобы там указывалось следующее:
- Обозначение области СМК, которая касается всех мест ведения деятельности органа по сертификации.
- Внутренняя организация деятельности центра (орган управления, структура, права и обязанности конкретных подразделений, порядок, в котором персонал будет знакомиться с документацией). Важно, чтобы у каждого сотрудника был свой уровень ответственности.
- Разработанная и детализированная по центру политика в сфере качества. Важно, чтобы она определяла цели и задачи в области СМК (система менеджмента качества).
- Указание на обязанность центра следовать критериям аккредитации.
- Защита информации о заявителях.
- Профилактика дискриминации.
- Создание условий для беспристрастности и независимости такого центра. Необходимо, чтобы в документе указывались конкретные меры, направленные на недопущение конфликта интересов.
- Актуальная система документооборота и архивирования.
- Создание базы данных по сотрудникам органов по сертификации.
- Порядок ведения интернет-сайта центра сертификации, поддержка его работы, требования к информации, которая в нём содержится.
- Порядок привлечения других лиц, если возникает необходимость делегировать им выполнение конкретных задач по подтверждению соответствия.
- Должна быть организована система менеджмента оценки компетентности персонала центра сертификации.
- Необходимы правила осуществления работ, включая обработку заявок, описание схем сертификации, выполнение оценки, анализ результатов, передачу заявителю, алгоритм реагирования на жалобы и прочее.
- Механизм самоконтроля, который включает в себя внутренний аудит.
Руководство — это свободный и основной документ для центра сертификации. В нём прописана соответствующая база.
Вся перечисленная выше информация позволяет выбрать центр сертификации, подходящий для получения добровольного или обязательного сертификата. Учтите, что от подхода к выбору такого органа зависит репутация компании.