Реестр сертификатов: что это? Как пользоваться?
Полезное

Реестр сертификатов

By 24 апреля, 2020No Comments

Почему выбирают нас?

Законность документов подтверждается Росаккредитацией

Бесплатно проконсультируем по любым вопросам

Приступаем к работе без предоплаты

Реестр сертификатов

Получите предложение

В ряде случаев для товаров обязательна сертификация. Это процедура, которая помогает подтвердить соответствие такой продукции определённым стандартам, которые официально установлены на государственном уровне или же в рамках межгосударственного образования (например, в ЕАЭС). Причём сертифицирование важно для того, чтобы гарантировать надлежащее качество продукта, его безопасность.

Без наличия такого документа нельзя:

  • принимать товары в оборот;
  • оформить таможенные операции;
  • организовать поставку;
  • списать продукцию;
  • провести бартер;
  • использовать товар для выполнения ремонтных или строительных работ;
  • переработать продукцию (в большинстве случаев).

Таким образом, сертификаты нужны в целом ряде случаев. В первую очередь они требуются для предъявления надзорным органам. Однако их также нередко демонстрируют при пересечении границы и в целом ряде других ситуаций.

Получить сертификат можно в соответствующем центре. Он должен быть аккредитованным и иметь специальную лабораторию. Сертифицирование проходит по строго установленному порядку.

Как именно сертификат попадает в базу?

Реестр сертификатовСледует отметить, что существует реестр сертификатов, в который вносится соответствующая информация. Однако единой базы на данный момент нет. Государства, которые входят в ЕАЭС, стараются работать над её созданием. Уже были даже попытки сформировать единый реестр сертификатов, однако проект оказался нестабильно работающим. И в настоящем все обращаются к разным организациям, в зависимости от того, в чьём ведении находится тот или иной документ.

В частности, это базы Роспотребнадзора, Росаккредитации. Есть сайты ведомств соответствующих стран. То есть чтобы найти данные, нужно сначала определиться с тем, к какому ведомству и что именно относится. Но на практике это проще, чем может показаться на первый взгляд. Например, если вы хотите проверить работу аккредитованного центра, то можно уточнить такие сведения прямо у них. Если вам выдали документ, и вы хотите убедиться в его подлинности, просто внимательно изучите саму бумагу. Ведомство там должно быть указано.

Что же касается порядка внесения, то здесь всё просто:

  1. Сначала производитель или декларант обращается в аккредитованный центр, чтобы провести процедуру сертификации. Это достаточно просто, легче, чем может показаться на первый взгляд. Нужно только предоставить образец и собрать ряд документов на товар.
  2. Потом организация заключает с обратившимся договор. В нём должно быть чётко оговорено, за что именно она берёт деньги.
  3. Дальше компания, которая занимается сертифицированием, изучает документацию. Если в поданных бумагах всё оформлено правильно, никаких претензий к ним нет и быть не может, то в таком случае начинается следующий этап.
  4. При обязательном сертифицировании должны проводиться лабораторные испытания. Их суть и объём непосредственно зависят от того, о какой именно продукции идёт речь.
  5. Когда товар подтверждает свою безопасность, качество и в целом соответствие конкретным требованиям, оформляется сертификат. Документу сразу присваивается уникальный номер. Некоторые центры сертификации при заполнении такого документа дополнительно уточняют сведения у своих клиентов. Например, могут им прислать черновик, чтобы получилось убедиться, что всё в полном порядке. В первую очередь изучаются данные компании производителя или же другого декларанта.
  6. Дальше документ вносится в реестр сертификатов соответствия. Порядок процедуры сильно зависит от того, о каком именно ведомстве идёт речь, а также о каком конкретно государстве.
  7. После завершения процедуры кто угодно сможет пробить соответствующую информацию через базу и убедиться в том, что сертификат действительно выдан, всё в порядке.

Сколько времени документ вносится в базу сертификатов соответствия? 

Чтобы документ оказался в базе, должно пройти какое-то время. Как и в случае с порядком добавления сертификата, в плане сроков всё зависит от ведомства и от того, о каком государстве идёт речь. Но если сравнивать с процедурой добавления декларации, то с сертификатом всё происходит несколько дольше. В первом случае речь идёт о 3-4 рабочих днях, задержка возможна до недели. Что же касается добавления сертификата, то здесь стандартно можно говорить о неделе. А если учесть задержку, то и несколько недель.

В то же время перед началом любых действий с товаром вам нужно добиться того, чтобы данные сначала оказались в базе. Иначе те же таможенные органы или любые другие всё равно не дадут вам спокойно перевезти товар или же выпустить его в продажу. Достаточно всего лишь одного запроса в реестр и отсутствия внятной информации по продукции, чтобы в отношении вас и такой продукции было начато разбирательство.

Конечно, если всё дело в скорости добавления данных, то вас непременно отпустят. Однако вам придётся бросать остальные дела и давать объяснения надзорным органам. К тому же вы рискуете привлечь внимание контролирующих структур к другим видам деятельности. Так что торопиться нежелательно. А если вам нужно скоро сбыть партию, лучше заранее обратитесь за оформлением сертификата.

Какую именно информацию вы получите?

 Многих интересует, что именно они увидят, если заберутся в базу данных. На самом деле сведения доступны в ограниченном объёме. Вы увидите:

  • уникальный номер документа. Он не будет присваиваться другому сертификату, даже после того, как этот станет утратившим силу;
  • название документа;
  • данные производителя или его дилера;
  • название самого товара;
  • дату выдачи документа;
  • срок действия.

Информация предоставляется достаточно общая. Хотя и тут есть свои моменты, которые связаны с конкретным ведомством. Однако даже этих сведений уже достаточно, чтобы убедиться в соблюдении действующего законодательства или в его нарушении.

Как вести поиск?

Реестр сертификатовНе все понимают, как именно найти сертификат соответствия в реестре. На самом деле это достаточно просто. Меньше всего проблем, когда вам известен уникальный номер. В большинстве случаев его нужно просто ввести. Однако если номер неизвестен или если в его правильности возникли сомнения, поиск можно выполнить по следующим данным:

  • производитель продукции (или другой декларант);
  • непосредственно название документа;
  • вид товара;
  • дата выдачи сертификата;
  • срок действия.

В базе обычно есть поля, куда можно вводить эти данные. Обратите внимание на то, что при новом введении необходимо очистить поля от предыдущей информации. Иначе программа посчитает, что поиск надо вести по всем данным в совокупности. В итоге, что вполне закономерно, вы вообще ничего не найдёте.

Что делать, если сертификат соответствия не находится?

Реестр сертификатовОтсутствие документа в базе означает, что пока что ничего делать с продукцией вы не можете. Однако паниковать не стоит. Для начала нужно убедиться, что вы правильно всё искали. Иногда проблема состоит в том, что данные неверно вводятся. Достаточно всего лишь одной ошибки.

Второй момент – это длительность обновления базы и то, сколько времени уходит на то, чтобы ввести в неё такой документ. Опять же, многое зависит от ведомства.

Однако если времени уже прошло достаточно, вы убеждены в том, что все данные указываете верно, нужно разобраться с тем, не обращаетесь ли вы к устаревшей версии базы. Пользоваться нужно только теми реестрами, которые расположены непосредственно на сайте самого ведомства. В противном случае вы можете просто получить неверные данные.

Многие компании, которые хотят привлечь к себе внимание и убедить, что проходить аккредитацию или сертификацию надо именно через них, переносят к себе часть базы. Тем самым они пытаются добиться, чтобы клиент никуда не уходил с сайта, проверял всё прямо на одном ресурсе. Но в 99% случаев такой перенос происходит с ошибками или же в ограниченном режиме. У кого-то поиск по базе не будет работать адекватно. А у кого-то данные окажутся в итоге неверными.

Поэтому чтобы не начинать волноваться без особого повода, не пользуйтесь сторонними ресурсами. Есть официальные источники, на которые и нужно обращать внимание.

Однако если вы сделали запрос на сайте ведомства, убеждены в том, что всё указали верно, времени прошло достаточно, а сертификат не обнаруживается, возможно, что вы стали жертвой мошенников. К сожалению, в период глобальных экономических кризисов такое вполне вероятно.

Есть несколько стандартных схем, к которым прибегают мошенники:

  1. Регистрация сайта на выдуманное агентство, которое якобы оказывает дистанционные услуги по сертификации. Требуется предоставлять только документы.
  2. Создание сайта на компанию, которая тоже присутствует в Интернете, вполне официально оказывает такие услуги, но недостаточно известна. Фактически, делается сайт-клон. При этом в его раскрутку вкладываются неплохие деньги, что позволяет ему опередить в поисковой выдаче сайт настоящей компании.

И в том, и в другом случае схема достаточно простая: услуга по сертификации в действительности не оказывается. Вместо этого просто создаётся видимость. От вас нужны только деньги.

Чтобы не стать жертвой мошенников, в первом случае достаточно проверить саму компанию. То есть нужно пробить по ней данные. Убедиться в существовании фирмы никогда не поздно.

Намного сложнее понять, что вас обманывают, в ситуации со второй схемой. Мошенники для введения в заблуждение используют данные реально существующей фирмы, которая действительно оказывает такие услуги. То есть проверка по предоставленным реквизитам или же по документам ничего не даст. Эта схема опасна ещё и тем, что от неё страдает добросовестная компания.

Чтобы избежать проблем, вам в любом случае надо насторожиться, если:

  • Мошенники предлагают очень быстрый результат. Сертифицирование требует нескольких недель. На внесение документа в базу уходит ещё минимум 1 неделя. Ускорить этот процесс чаще всего нереально.
  • Цена услуги – подозрительно низкая. Процесс оформления сертификата и подтверждения соответствия товара заданным критериям – долгий, требует определённых расходов и труда людей с серьёзной подготовкой. То есть всё просто не может быть дешёвым никаким образом.
  • Вам не указывают на очевидные ошибки. Если вы уже после отправки документов обнаружили в одном из них грубую ошибку, а сертифицирующая компания сообщила, что документы просмотрела, всё в порядке, это повод насторожиться.
  • Сотрудники фирмы не очень хорошо разбираются в вопросе. Это видно, если выйти на контакт.

Реестр помогает проверить подлинность сертификата соответствия, что нередко важно не только контролирующим органам, но и самому производителю. Так что такие базы стоит учитывать.

Здесь вы можете разместить заявку на оформление сертификата от органа по сертификации