Участие в государственных закупках может принести выгодные контракты. Однако, чтобы воспользоваться такой возможностью, предпринимателям нередко приходится разбираться с массой нюансов. Например, есть оценка деловой репутации, что это такое не знают многие владельцы бизнеса. Данный вопрос регулируется 2 законами: 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Под деловой репутацией подразумевается совокупность конкретных факторов, позволяющих оценить стабильность и надёжность организации. Проблема в том, что данное понятие в настоящем не закреплено на государственном уровне. Поэтому возникают трудности как с критериями оценки деловой репутации, так и с тем, каким именно способом её можно будет подтвердить. Как правило, ориентируются на сложившуюся практику.

.
Критерии оценки деловой репутации организации
Из анализа сложившейся практики нетрудно сделать вывод о том, что деловую репутацию обычно оценивают по следующим критериям:
- качество товаров или услуг;
- стаж работы;
- опыт участия в тендерах (сотрудничества с крупными организациями);
- особое внимание обращается на опыт исполнения государственных заказов;
- позитивная кредитная история;
- наличие в штате квалифицированных сотрудников;
- высокий уровень корпоративной культуры.

.
Нормативно-правовая база
Оценка деловой репутации в настоящем осуществляется согласно требованиям:
- ФЗ № 135 — закон, который регулирует оценочную деятельность в РФ;
- федеральные стандарты оценки. Они утверждены приказами Минэкономразвития России (ФСО №1, ФСО №2 и ФСО №3);
- ГОСТ Р 66.0.01-2015 — это основной стандарт. По нему можно пройти сертификацию и получить сертификат, который подтвердит определённую деловую репутацию.
.
Как происходит оценка?

Оценка деловой репутации возможна на основании двух подходов: экономического и факторного. При применении экономической модели рассчитывается разница между ценой компании и имеющимися у неё активами. Если эксперты применяют факторную модель, то в этом случае рассматриваются факторы, которые, в свою очередь, состоят из субфакторов. В РФ предпочтение обычно отдаётся второму подходу.
Оценка производится по 100 баллам. Причём очень важно, чтобы результат оценивания в сертификате выставлялся именно по баллам, поскольку при указании, например, процентов такой документ может быть признан недействительным (из судебной практики).
.
Госзакупки
При участии в госзакупках необходимо учитывать, что документы, подтверждающие деловую репутацию, учитываются при оценке конкурсной заявки. Некоторые предприниматели пытались опротестовать это требование в судебном порядке. Однако правоприменительная практика в целом сложилась не в их пользу. Суды чаще всего постановляют, что такое требование не ограничивает компании в возможности участвовать. Однако отсутствие сертификата, который подтверждает деловую репутацию, очевидно снижает шансы победить в тендере.
.
Эти статьи могут быть полезны для вас:
Что такое сертификация продукции?