Заявка для:
Ваша заявка была успешно отправлена.
В сфере сертификации ожидаются определённые изменения, затрагивающие формы сертификатов и деклараций. Соответствующий законопроект уже был вынесен на общественное обсуждение, которое завершилось 10 января 2022 года.
Цели подобных изменений следующие:
Упростить замену документов в тех случаях, когда в них вносятся новые сведения или корректировки, которые не влияют на безопасность продукции.
Уменьшить существенно расходы заявителей.
Сделать происхождение продукции более прозрачным для конечного потребителя, как и всю цепочку поставок.
Уменьшить риск того, что в ЕЭАС попадёт некачественная продукция.
Усовершенствовать процедуру контроля на каждом этапе.
Подобные изменения давно напрашивались. Сфера регулирования контроля за качеством продукции постоянно меняется в разных отраслях и в странах, которые входят в ЕАЭС. В последние годы активно проходят процессы цифровизации документооборота. Появляются новые технические средства для контроля за производством. Улучшаются показатели прослеживаемости товара. И всё это необходимо свести в единую систему.
Необходимо отметить, что грядущие изменения в системе сертификации очень тесно перекликаются с цифровизацией документооборота. Запись в Едином реестре получит статус электронной версии документа. У неё будет равная юридическая сила с бумажной версией. Однако если возникнут противоречия между бумажной версией и электронной, то приоритет окажется у последней.
После изменений наличие бумажного документа перестанет быть обязательным. Его могут даже не выдавать. В этом случае в реестре просто сделают соответствующую надпись. Это избавит заявителя от необходимости делать дубликат в случае утери документа или его порчи.
Электронная версия документов с приоритетом — закономерный итог цифровизации. Вполне вероятно, что в будущем мы вообще откажемся от бумажных документов. Это решает проблему ожидания сертификатов, которая могла быть связана с нехваткой необходимых бланков, например.
Замена документов в связи с внесением новых сведений или по другим причинам будет происходить по типовым схемам. Они были разработаны и утверждены Решением Совета ЕЭК № 44 от 18 апреля 2018 года. В нём указан механизм замены декларации или сертификата в упрощённом порядке, то есть без проведения дополнительных испытаний. И на то время, которое потребуется для выдачи нового документа, продукцию не будут принудительно изымать из оборота.
Порядок замены документов становится значительно проще. И приятно, что теперь оборот продукции не нужно будет останавливать. В данном случае регулятор идёт навстречу предпринимателям.
В бумажные версии документов (декларации и сертификаты) добавят QR-код. Это позволит довольно быстро перейти к электронной версии. По сути, речь идёт о мере предосторожности, направленной против недобросовестных заявителей, которые могут вносить изменения в бумажные версии разными способами. То есть у потребителя будет возможность всегда обратиться к Единому реестру. Это надёжный способ борьбы с поддельными документами. А ещё он облегчает отслеживание происхождения продукции на рынке. Внесение такого кода станет обязательным, если это будет предусмотрено правилами ведения национальной части Единого реестра.
В Решение № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления» планируют внести пункт о том, что в реестре необходимо будет указывать коды GLN и GTIN. Возможен обязательный порядок добавления таких сведений. Также есть вероятность, что подобную информацию будут вносить по решению заявителя и при наличии самих кодов. Данный вопрос ещё находится на стадии обсуждения.
Изменения по поводу таких сведений вносятся только в сертификаты. Данные нужно добавить в поле, где указано, на основании чего был выдан конкретный документ. Причём теперь туда нужно будет внести:
название органа сертификации;
номер его аттестата аккредитации;
номер акта анализа состояния производства;
дата оформления акта.
Учтите, что все перечисленные выше сведения нужно будет вносить и в поле, касающегося орган по сертификации. То есть дублировать, по сути.
Если сертификат или декларация подлежат замене, то у них нужно будет указывать регистрационный номер и дату, когда сведения были внесены в Единый реестр. Кроме того, важно, чтобы на соответствующих документах была надпись о том, что он выдан взамен. Для сертификата нужно дополнительно добавить сведения о том, что он действует для продукции, изготовленной после конкретной даты. В качестве даты следует указать момент изготовления образцов, которые прошли испытания. Если это декларация, то в соответствующем поле нужно вписать сведения о договоре с производителем. Это же касается и иностранных компаний.
Данные изменения необходимо принять во внимание, поскольку от них теперь зависят все тонкости оформления деклараций и сертификатов, а также порядок их замены. Но если вам сложно со всем разобраться, можно обратиться за помощью к профессионалам.