Сертификат ИСО 9001 - что это, виды, как получить?
Полезное

Сертификат ИСО 9001: что это, виды, как получить?

By 1 апреля, 2020No Comments

Почему выбирают нас?

Законность документов подтверждается Росаккредитацией

Бесплатно проконсультируем по любым вопросам

Приступаем к работе без предоплаты

Сертификат ИСО 9001: что это, виды, как получить?

Получите предложение

Сертификат ИСО 9001: что это, виды, как получить?

Что собой представляет сертификат ИСО 9001?

Немногие предпринимали понимают, что собой представляет сертификат ISO 9001, зачем он нужен, что даёт компании. Для начала стоит отметить, что оформление данного документа в России по законодательству не является обязательным. Однако его довольно часто получают из-за тех преимуществ, которые он предоставляет.

 Без определённой стандартизации ведение бизнеса на международном уровне было бы невозможно. Сложно понять, как оценивать те или иные показатели, а вникание в национальные тонкости заставило бы инвесторов и деловых партнёров тратить слишком много времени и других ресурсов на анализ данных.

Именно поэтому в 1946 году была создана на мировом уровне система стандартизации. На данный момент она насчитывает в общей сложности 21000 стандартов. Они описывают практически все бизнес-процессы и технологии, которые имеют значение для предпринимательства и производства, для оказания услуг и выполнения работ.

Непосредственно ISO 9001 является одним из самых известных стандартов. Его наличие указывает на то, что на конкретном предприятии так организован процесс менеджмента, что это позволяет контролировать качество принятия решений и в конечном итоге положительно влияет на качество продукта (услуги или работы).

Стандарт ИСО 9001 был создан в 1984 году. С тех пор он корректировался 4 раза. В России действуют эквиваленты: ГОСТ ИСО 9001 2011 года и 2015. При оформлении желательно ориентироваться на последнюю версию, хотя актуальны обе.

Таким образом, сертификат ИСО 9001 представляет собой документ, который подтверждает соответствие международному стандарту ISO 9001. Причём в таком документе уточняется, о какой именно версии идёт речь.

Что даёт сертификация 9001?

 В России многие не видят необходимости оформлять сертификат, если его получение не является обязательным. Между тем это серьёзное упущение для самого бизнеса. Наличие сертификата соответствия 9001 означает:

  • возможность выйти на международный рынок. Там наличие такого сертификата является обязательным, то есть в противном случае с вами никто не будет работать;Сертификат ИСО 9001 образец
  • возможность принять участие в правительственных программах. В настоящем такому стандарту как ГОСТ Р ИСО 9001 уделяется всё большее внимания. И для того, чтобы стать участником некоторых тендеров, этот сертификат уже, по факту, обязателен;
  • конкурентное преимущество перед другими компаниями;
  • для вступления в СРО. Это обязательное требование, что напрямую прописано в Постановлении Правительства РФ №48 от 03.02.2010. То есть в некоторых случаях без оформления такого документа не обойтись даже по нормам отечественного законодательства;
  • оптимизация внутренних работ улучшается на 33%. То есть повышается эффективность, сокращаются расходы. Кроме того, от внутренних отделов быстрее можно получить отклик, что при выполнении срочных заказов является принципиальным;
  • доверие внутри компании тоже возрастает. В среднем – на 11%;
  • ответственность сотрудников увеличивается примерно на 20%. Объясняется это тем, что механизм распределения обязанностей становится более понятным и более прозрачным. Поэтому после сертификации 9001 при возникновении проблем оказывается легче найти того, кто за это отвечает;
  • вовлечённость сотрудников в процесс возрастает на 11%;
  • управленческие процессы оказываются эффективнее на 7%.

Всё это означает, если переводить данные на цифры, что на управление предприятием придётся тратить меньше ресурсов, а эффект будет таким же или лучше. То есть после сертификации, если подготовиться к ней тщательно, высвободятся деньги. Таким образом, расходы со временем окупятся.

Важный момент: даже если компания сотрудничает с фирмами, у которых нет сертификата 9001, при наличии выбора между двумя организациями предпочтение будет отдано более компетентной. То есть наличие такого документа является очевидным преимуществом.

Необходимо отметить, что эти показатели актуальны в первую очередь для России. В тех странах, где у 99% предприятий есть подобные сертификаты, экономический эффект – отрицательный, потому что отсутствует конкурентное преимущество. Однако в РФ рынок ещё нельзя назвать насыщенным в данном плане.

Говоря о преимуществах сертификации, нельзя забывать также и об инвестиционной привлекательности. Если предприятие озаботилось вопросами сертификации, то это указывает на следующее:

  • компанию волнует собственная репутация;
  • фирма вкладывается в перспективу, следовательно, однодневкой не является;
  • управленческие процессы у такой организации будут более понятными и качественными.

Всё это побуждает большинство инвесторов сделать выбор в пользу подобной фирмы. В итоге развитие ускоряется, положение на рынке становится более стабильным.

Как получить сертификат ИСО 9001 в России?

ИСО 9001

В России выдачей таких документов занимаются аккредитованные и уполномоченные органы. Она выдают сертификаты по национальному стандарту (ГОСТ Р), который полностью идентичен международному стандарту. С правовой позиции разницы между такими документами тоже нет. То есть если вы получите сертификат в России, то сможете предъявлять его и на международном уровне. Принятие национального аналога было необходимо для того, чтобы внедрить этот стандарт в отечественную систему.

Как получить сертификат ИСО 9001: внедрение стандартов на предприятии

 Процесс сертификации делится на 2 больших этапа. Первый – это внедрение системы менеджмента качества на предприятии. Некоторые компании стараются обойти данный процесс, чтобы снизить расходы. Однако с каждым годом сделать это становится всё сложнее, так как контроль в данной сфере ужесточается. Вдобавок если соответствие стандарту будет исключительно формальным, то компания не получит ту группу преимуществ, которые касаются внутренних преобразований.

Итак, система внедрения стандартов на предприятии включает в себя следующее:

  • оценку реально существующего менеджмента;
  • анализ производственной деятельности, выявление сильных и слабых сторон;
  • оценку эффективности использования технических и человеческих ресурсов;
  • нахождение и устранение препятствий для сертификации;
  • выявление того, что требует изменений, и того, что можно сохранить;
  • разработку внутренней документации (регламенты, уставы, должностные инструкции, чек-листы). Всё это необходимо для того, чтобы отрегулировать процесс производства конкретной продукции, проверки качества сырья и самого товара на разных этапах готовности. Отдельное внимание уделяется контролю компетентности сотрудников, занятых в технологическом процессе. Целый блок вопросов посвящён технике безопасности. Разумеется, по законодательству инструкции, связанные с техникой безопасности, и без того должны быть на действующем предприятии. Но в рамках сертификации их количество увеличивается. Необходимо учесть, что для достижения положительного эффекта нужно реальное внедрение стандартов. То есть необходимо не просто разработать документы, которые все будут игнорировать, а обучить персонал трудиться по инструкциям, донести важность их соблюдения, раскрыть смысл;
  • уточнение, расширение и изменение обязанностей линейных сотрудников и руководителей;
  • технологическое и техническое усовершенствование;
  • налаживание обратной связи с потребителем.

С учётом сути всех этих изменений становится понятно, что если прохождение сертификации не будет формальным, то компания получит конкурентные преимущества, потому что качество как процесса изготовления продукции, так и самой продукции объективно улучшится. Однако такие изменения требуют вложений в районе 30-40 тысяч долларов в среднем. Конкретика зависит уже от отрасли и от самого предприятия. Поэтому многие компании ограничиваются только формальной подготовкой документов. Но из-за этого они упускают возможность нарастить прибыль в отложенной перспективе, о чём говорилось выше.

Оформление документов

Непосредственно оформление документов выглядит достаточно просто:Сертификат ИСО 9001: что это, виды, как получить?

  1. Сначала подаётся заявка. Также компания должна предоставить копии учредительных документов.
  2. Дальше с исполнителем оформляется и подписывается договор.
  3. Выставляется счёт за услуги. Его нужно оплатить.
  4. После этого клиенту отправляется черновик сертификата. Его необходимо проверить, чтобы убедиться, что никаких ошибок нет.
  5. Дальше подготавливается оригинал. Данные о нём вносятся в реестр системы.

Само оформление документов занимает 3 дня в среднем. Отправка сертификата возможна по почте по всей территории России. Сейчас всё большее количество предприятий переходят на электронный документооборот. Однако вам необходимо иметь сертификат в бумажном виде, чтобы была возможность его предъявить в любой ситуации.

Когда сертификат ИСО 9001 становится обязательным? 

Как уже и было сказано выше, получение такого документа по российскому законодательству является добровольным. Однако необходимо учесть, что в ряде случаев его оформление будет обязательным. Например, существуют отраслевые документы, которые предписывают компаниям, занимающимся конкретными видами деятельности, получать такой сертификат. Особенно строгие требования в этом плане в промышленном секторе и в сфере строительства.

Кроме того, иногда для оформления лицензии нужно иметь сертификат ИСО 9001. Это же может касаться и другой разрешительной документации. Разбираться с нюансами в данном вопросе нужно в каждом случае по отдельности.

Также не стоит забывать о том, что в РФ есть ещё региональное законодательство. И на уровне конкретного субъекта РФ могут возникнуть свои требования, которые тоже нужно учитывать.

Сертификат ИСО 9001: что это, виды, как получить?Что должно быть указано в сертификате?

 Оригинал документа зависит от органа, который его выдаёт. Однако стандартно в сертификате 9001 указывается следующее:

  • тип самого сертификата;
  • полное название документа;
  • регистрационные сведения;
  • направление деятельности заявителя;
  • данные по тому органу, который выдал документ;
  • дата заключения экспертной комиссии, принявшей окончательное решение;
  • дата оформления и выдачи сертификата;
  • срок действия.

Следует отметить, что базовая информация должна быть одинаковой. А вот внешний вид бланка может и отличаться.

Сертификат в России выдаётся на 3 года. По истечению этого срока его нужно будет оформлять повторно.

Контроль за соответствием стандарту

 Большое количество компаний, которые получают сертификат ISO 9001 сугубо формально, подрывают доверие к такому документу. Поэтому в последние годы ужесточилась позиция организаций, его выдающих. Всё чаще на практике устраиваются экспертные комиссии, которые проводят выездные проверки на предприятия, желающие получить такой сертификат. И если фирма не соответствует конкретным требованиям, то ей может быть в оформлении отказано.

Вместо сертификата в таком случае компания получит предписания по поводу того, что именно надо устранить. После исправления выявленных недостатков сертификат при повторном обращении может быть выдан. Однако стоит учесть, что это зависит от позиции органа, выдающего сам сертификат. Конкретной единой государственной системы проверки соответствия на данный момент нет. Не существует также и общей базы таких сертификатов.

Но в целом, как уже и говорилось, наблюдается тенденция по ужесточению за контролем на предмет соответствия стандартам. И если компания хочет получить такой сертификат, это стоит учитывать.

Здесь вы можете разместить заявку на оформление сертификата ИСО 9001